Источник: журнал «БИТ»
Победитель: ООО ЮВЛ Роботикс
Проект «Дрон для инвентаризации складов»
Дата выхода: февраль 2019
Евгений Гранкин: «Если сейчас, например, в любой склад, где есть 10 000 паллет, нужно привлечь порядка 70 человек, чтобы посчитать весь товар – на это уходит три дня, то дронами ту же работу можно сделать за час»
О скором будущем, в котором большую и трудоемкую работу будут выполнять вместо людей маленькие дроны, рассказывает генеральный директор ООО ЮВЛ Роботикс.
– Ваш проект признали самым инновационным не только члены жюри премии IT Stars имени Георгия Генса, его точно также оценили и участники церемонии награждения победителей конкурса. А с вашей точки зрения, как создателя продукта, в чем его особенность?
– То, чем занимается компания «ЮВЛ Роботикс», и тот проект, который мы заявляли на конкурс – это автоматизированная инвентаризация с помощью беспилотных летательных аппаратов. Уникальность его в том, что мы решаем достаточно серьезную проблему на рынке, с которой сталкиваются все крупные компании, у которых есть склады.
Склад, как любая производственная территория, это большое скопление людей, огромное количество подъемной техники, погрузчиков, штабелеров.
Любой крупный склад сопряжен еще и с тем, что в нем есть огромное стеллажное хранилище, там сложное пространство. Причем, высота потолков на складе иногда достигает 15 метров. В любой компании, необходимо делать отгрузки и приемки товара, по- этому приходится снимать его с полки либо ставить туда. Постоянная интенсивность этого процесса сопряжена с рисками.
Как правило, эти риски связаны с частыми повреждениями стеллажей, с опасностью повреждения продукции, упаковки, с травмами людей. Для решения этих проблем мы предлагаем на рынке дроны – маленькие по размеру, весом 1-2 килограмма. которые могут автономно летать внутри складских помещений.
У дронов и цвет соответствующий – оранжевый. Он хорошо вписывается в палитру самого склада – у крупных поставщиков стеллажные конструкции часто оранжевого цвета. Поэтому дрон особо не замечаешь, как вы не замечаете порой пчелку около цветка, которая трудолюбиво выполняет свою работу.
Дрон снабжен всеми современными системами безопасности, такими как система предупреждения столкновения, по тому что недопустимо ни в коем случае дотрагиваться до упаковки или до продукции, потому что это миллионы долларов. Мне, как человеку, управлявшему 7 лет складами в Shell, это хорошо известно.
На складах все операции сопряжены с многотонными штабелерами, которые поднимают товар, опускают, поднимают, опускают – и так 10 000 раз по дню. И все это управляется людьми, что сопряжено с огромной опасностью. При этом на складах работает зачастую неквалифицированный персонал, особенно в маленьких городах, где берут на работу всех подряд.
А тут приезжает компания «ЮВЛ Роботикс», как провайдер роботизированных решений, привозит с собой десятки дронов: 10, 20, 30, и фактически обеспечивает этот сервис полного цикла по пересчету товарного запаса. И сразу у клиента снимается головная боль относительно того, где брать технику, где искать людей для работы на складе.
Если сейчас, например, в любой склад, где есть 10 000 паллет, нужно привлечь порядка 70 человек, чтобы посчитать весь товар – на это уходит три дня, то дронами ту же работу можно сделать за час. Вот, собственно, в чем экономический эффект. И в чем уникальность самого сервиса и нашего продукта.
И плюс, конечно, еще немаловажный фактор – это экономия затрат, потому что в те три дня, за которые сегодня происходит инвентаризация товаров на крупном складе, клиент просто останавливает операции на отгрузку и приемку. И, фактически, оборотные активы не работают.
Соответственно, когда мы на три дня останавливаем отгрузки, то мы, как компания,теряем на этом от миллиона долларов в год, потому что сама инвентаризация проходит несколько раз в год.
– Сколько дронов ваша компания уже сделала?
– Уже больше 50.
– Дроны предназначены для инвентаризации складов, или их можно приме нять еще где-то в других сферах?
– Основное направление, конечно, инвентаризация.
Но есть и второе направление, я считаю, очень перспективное. Оно связано с системой автоматизированной доставки груза к месту его назначения. И здесь необходимы принципиально другие аппараты. Необходим не только дрон-носитель, но и почтоматы, которые мы с нашим европейским партнером разрабатываем. Почтомат работает некой посадочной станцией для дрона, куда он автоматически садится, выбрасывает груз,
перезаряжается и улетает по другому заданию. А дальше идет сортировка посылок внутри почтомата и отправляется смс покупателю о том, что пришел его груз, можно забирать.
Почтоматы для дронов могут напоминать те, что стоят внутри торговых центров, но наши почтоматы работают чаще в агрессивной среде, потому что они находятся на остановках или как лоток с прессой.
– Как можно решить эту проблему?
– Для меня, как технологического предпринимателя, это интересная задача. Здесь много вопросов. Агрессивная среда – это не только возможные случаи вандализма, но и, например, климатический фактор. Так или иначе ясно, что это все решаемые вопросы. Мы делаем почтомат, который может нормально функционировать даже при +50 градусах.
Понятно, что мы ожидаем определенные риски, связанные с возможным вандализмом, но я думаю, что, когда доставка посылок дронами станет постоянным процессом, население привыкнет и будет относиться к этому нормально.
– Вы позиционируете свой продукт, как первый в мире коммерчески используемый складской дрон. Нигде не используются на коммерческой основе дроны?
– Как сервис – нет. У нас есть конкуренты на рынке робототехники в России и за рубежом. В целом у них примерно уровень развития технологий такой же, как у нас, но поскольку у них модель – это просто продажа оборудования, то в какой-то степени они не так активны с точки зрения агрессивного роста и лидогенерации. У многих компаний пока идет только тестирование, улучшение технологий.
– Какие технологии использовались при создании складского дрона?
– В целом дрон собрать – наверное, не такая сложная задача. Скажем, на китайском рынке это можно сделать, я уверен, быстро.
Здесь важен вопрос машинного обучения, потому что мы делаем определенную, так называемую, виртуальную разметку, связанную с этикетками. Обучаем нашу систему находить в кадре камеры маркировку либо этикетку, а дальше ее сканировать с помощью лазерного сканера – на это мы просим нашего клиента дать топологию склада, то есть количество рядов, ярусов, маркировку. И фактически обучаем именно такую систему детекции, чтобы она могла видеть и распознавать, получая некий дата-сет.
Вторая технология – система навигации. Получая топологию от склада, мы имеем возможность построить дрону алгоритм, по которому бы летал внутри помещения и понимал, где он находится в конкретный момент времени. А это связано с локальной навигацией внутри помещения.
Еще важно отметить технологию, связанную с интеграцией данных, с учетными системами заказчика, потому что полной автономности можно достигнуть в том случае, когда вы не берете сырые данные клиента, все-таки они должны куда-то электронно закачиваться, и дальше уже проводится какая-то сверка.
И третий вопрос – безопасность. Система мягкой посадки, предупреждения столкновения позволяет дрону безопасно летать внутри помещений.
– Для каких компаний и организаций могут быть интересны и полезны ваши дроны?
– Мы нашу аудиторию делим на четыре группы. И у всех есть свои желания и боли. Первая большая группа – это логистические операторы, у которых есть большие склады, и которые оказывают сервис для конечных клиентов по обработке и хранению груза.
Вторая группа – компании fmcg-сектора. «PepsiCo», «Орифлейм», «Хенкель», для них важно все время увеличивать продуктивность их процесса, поскольку ежедневно они отправляют помногу товаров в розничные сети. Соответственно, инвентаризация – это их головная боль, потому что она останавливает склад.
А третья группа – это промышленные компании, такие как «Тойота»,
«Синтек», «Газпромнефть», с которыми мы работаем. У них, как правило, большие объемы, и для них важна скорость вкупе с безопасностью.
И четвертая – это розничные сети либо компании e-commerce. Поскольку они обладают огромными складами, интенсивным оборотом, для них очень важны скорость и точность пересчета.
– Вы говорите, что ваш продукт фактически создал новый рынок, новую профессию – оператор складского дрона. Что требуется от него?
– Технический специалист-оператор дрона должен поддерживать эту умную систему либо удаленно, либо находясь с ней уже непосредственно на объекте. Что от него требуется? Прежде всего желание учиться, потому что мы обучим серьезным навыкам внутри компании и выдадим сертификат. И надеемся, что в дальнейшем такие люди будут с нами работать.
Обычно к нам приходят те, кто, ко- торые летали на обычных DJI-евских дронах, занимались аэрофотосъемкой и дрон-тематика им интересна. И тут появилась «ЮВЛ», которая дает им работу. Естественно, к нам приходят люди, и мы их трудоустраиваем.
Несмотря на то, что оператор дрона – это хорошо звучит, но в любом случае это больше сопряжено с поддержкой системы дронов. Потому что дрон-то летает автономно. Но другое дело, что нужен все равно технический специалист, либо настройщик дрона, который их запустит, который задаст им вектор и все, и они полетели. Да, конечно, к нам приходят специалисты, мы их обучаем, они у нас работают сначала по соглашению, потом уже к себе трудоустраиваем, даем им новые обязанности, и постепенно они у нас растут, становятся ведущими сотрудниками.
– Что важно для того, чтобы быть технологическим предпринимателем?
– Любое предпринимательство – это риск, должна быть готовность брать риск и не бояться этого, не бояться проигрывать, наверное. Важно потом, если ты проиграл, суметь встать и пойти дальше. Необходимы огромное трудолюбие, потому что предпринимателю надо уметь заниматься всем, и чувствовать, как технология развивается, куда идет мир и компании, каковы тренды. Потому что любые технологии сегодня актуальны, а завтра они уже неинтересны, не востребованы рынком. Надо уметь быть гибким. Если понимаешь, что здесь не идет, нужно думать, как иначе это сделать, либо сменить принципиально технологию или подход к тому, что делаешь.
И последнее – это желание. Такое неотъемное, неотъемное желание. Фанатизм в хорошем смысле.
– Планы вашей компании?
– Мы хотим в какой-то степени изменить отрасль так, чтобы через несколько лет все склады были заполнены дронами, и они выполняли вместо людей рутинную инвентаризацию. Это, наверное, то, что мы закладываем в свои планы и то, что мы хотим сделать.