Номинация «Умные решения в регионах России»

Источник: журнал «БИТ»

Победители: Департамент информационных технологий и цифрового развития ХМАО-Югры, «Лаборатория Касперского», Россия и страны СНГ

Проект «Безопасность детей ХМАО-Югры в сети Интернет»

Сроки реализации: сентябрь 2019 – н.в.


Константин Игнатьев: «Современные школьники, подростки – визуально ориентированные. Они воспринимают глазами очень много информации, именно в формате быстро меняющихся видео»

О том, как можно обезопасить детей от угроз в интернете, рассказывает руководитель отдела контентного анализа «Лаборатории Касперского», эксперт по детской онлайн-безопасности Константин Игнатьев

– Скажите, пожалуйста, как ведут себя сейчас дети в интернете? –Если говорить про нынешних детей, то они стали любить больше всего просматривать и прослушивать различные аудиои видеоматериалы. Это YouTube, прослушивание музыки, в социальных сетях в том числе, и так далее.

На втором месте сейчас общение в сети. По нашим наблюдениям много лет эта категория была первом месте.

То же самое я вижу на мастер-классах – когда мы проводим какие-то образовательные мероприятия, чаще тянут руку дети, которые смотрят YouTube, чем те, кто сидит в социальной сети ВКонтакте. В социальных сетях тоже много детей, но YouTube, TikTok у них сейчас просто на первом месте, так же, как социальная сеть Like – аналог TikTok – у нас в России набирает у детей большую популярность.

Можно сказать, что современные школьники, подростки – визуально ориентированные. Они воспринимают глазами очень много информации, именно в формате быстро меняющихся видео. Я сам в TikTok зарегистрирован. Для меня даже бывает тяжеловато там подолгу что-то адекватно воспринимать,адетимогутспокойно день напролет провести в ней.

– Чем отличается Kaspersky Safe Kids от обычной программы «Родительский контроль»?

– Продуктов сейчас таких немало, но у нас ставка сделана на комплексность решения. Это не просто родительский контроль, это инструмент, скорее, для построения отношений между детьми и родителями.

Kaspersky Safe Kids – это большой инфраструктурный проект. Родитель может установить клиента на любое устройство ребенка. Он может получать предупреждения, абсолютно гибко настроенные под своего ребенка, чтобы знать, как тот пользуется гаджетом, различными веб-сайтами, вплоть до поисковых запросов в поисковых машинах, как он их забивает, и что он получает в ответ. При этом мы рекомендуем взрослым перед этим объяснять юному пользователю, зачем нужен продукт, то есть рассказывать о различных интернет-угрозах и о том, как им противостоять. Чтобы ребенок воспринимал Kaspersky Safe Kids как помощника и способ его защитить, а не как ограничение. И вся эта информация хранится в зашифрованном виде на наших серверах. Соответственно, для родителей это как единая точка входа в мир ребенка.

Отец или мать могут так настроить продукт, чтобы ребенок не чувствовал каких-то ограничений. Просто родителю отправляются в виде идентификации различные, потенциально опасные события. Например, если ребенок ищет что-нибудь в поисковой машине, связанное с наркотиками, алкоголем или сигаретами, родителю придет уведомление, чтобы он обратил внимание на потенциально опасный контент. Кроме того, мы не только техническую часть поддерживаем, но и когда родителю приходит сообщение о какой-то опасной ситуации, мы даем ему еще и актуальные советы детского психолога о том, что в этой ситуации делать?

Зачастую функции программ родительского контроля сводятся к тому, чтобы тут что-то запретить, здесь столько-то времени в неделю можно играть, а тут нельзя. И все, никакого больше взаимодействия. У нас же ребенок может попросить родителя разблокировать какое-то приложение или образовательный ресурс, который он уже может читать.

Мы делаем ставку именно на построение отношений детей и родителей, на их понимание того, что происходит с ребенком в сети, на его цифровое воспитание, потому что родители про это порой забывают.

Взрослые хорошо понимают, когда, например, ребенка надо обучить правилам безопасности в городе. О том, что нельзя никуда ходить с незнакомцем, не следует допоздна играть на детской площадке и ходить в соседние районы или возвращаться домой позже 10 часов вечера – рассказывают своим детям практически все родители.

Но если мы говорим про интернет, то зачастую видим, что для многих отцов и матерей наступает какое-то откровение. Они совершенно не задумываются о том, что в социальных сетях, например, нужно ограничить круг лиц, которые могут просматривать, комментировать, оставлять свои мнения под событиями в жизни ребенка.

Есть даже такие родители, которые не знают, что поисковые машины можно настроить и включить, особенно маленьким детям, фильтрацию различных непристойных результатов на поисковые запросы.

Для дошкольников и школьников младшего возраста это достаточно серьезная угроза, потому что они попадают на ресурсы, не предназначенные для них, в основном не специально, а в результате случайного перехода.

Конечно, особенность проекта с Ханты-Мансийским автономным округом в том, что мы не просто были поставщиками программного обеспечения, мы еще поддержали ряд образовательных мероприятий в регионе.

Это и День интернета, и День информационной безопасности для детей, который организовал местный департамент информационных технологий.

Мы там провели ряд лекций, мастер-классов для детей про информационную безопасность, про поведение в сети, с различными призами и подарками от «Лаборатории Касперского». Провели лекции и мастерклассы для родителей, чтобы они понимали, что происходит в сети у детей, как они взаимодействуют с гаджетами, с интернетом и так далее.

Мы дали очень много информации местным учителям. Для педагогов, для директоров школ подготовили уроки по информационной безопасности, некие методички, по которым они могут спокойно проводить для младших и средних, и даже старших классов уроки по информационной безопасности – то есть подготовили всех, кто участвует в процессе становления молодого поколения в регионе.

И до сих пор мы продолжаем поддерживать ребят из Ханты-Мансийского автономного округа. Буквально недавно проводили вебинар для детей в формате квиза. Уникальность проекта в том, что мы не только выступили в нем поставщиком программного обеспечения для родителей, но и выполнили серьезную социальную работу.


– Как часто вы оповещаете родителей о потенциальных угрозах для их детей, связанных с интернетом?

– Это зависит от конкретного поведения конкретного ребенка. Мы будем сообщать об угрозах во всех случаях, когда, с нашей точки зрения, они появляются, и в зависимости от того, как настроил родитель это уведомление. Настройки детского приложения очень гибкие, под каждого конкретного пользователя.

Если родитель настроил приложение таким образом, чтобы знать, например, обо всех случаях захода ребенка на сайт с порнографией, то каждый раз, когда тот будет посещать этот сайт, мы будем посылать уведомления в приложение для родителя.

Kaspersky Safe Kids включает в себя два приложения – одно для ребенка, второе для родителя – они взаимодействуют через My Kaspersky. Родитель получает в свое приложение push-уведомление об определенном поведении ребенка.

– Для родителей приложение платное или бесплатное?

– Есть вариант бесплатный. И есть вариант платный, он стоит 900 рублей в год.

В премиум-приложение добавляется категоризация поисковых запросов в поисковой машине, геолокация, для мониторинга можно добавить неограниченное количество детей и неограниченное количество гаджетов на всех платформах.

– А Вы использовали свой родитель­ ский опыт при разработке Kaspersky Safe Kids?

– Да, у меня у дочери на телефоне, как только приобрели его, сразу установили это программное обеспечение. Я, конечно, по сути, на своих детях отлаживаю наш продукт, насколько он удобен.

– Какие технологии применяются в этом решении?

– Стек технологий огромный: языки программирования такие, как C#, C++ в разной степени так или иначе используются, если мы говорим про технологическую часть, за которую я отвечаю.

С точки зрения категоризации поисковых запросов, категоризации веб-страниц и определения опасных групп в социальных сетях, используются скриптовые языки, различные серьезные базы для хранения данных и веб-краулеры, которые собирают информацию вне зависимости от того, куда входит пользователь.

Мы сами, являясь центром экспертизы, понимаем, какие страницы нужно обходить, как пересканировать и так далее.

В основном в стеке технологий используются известные во всем мире языки программирования, различные фреймворки для работы с клиентом. Все настройки приложения родителя хранятся в облаке. Поэтому доступ к данным из приложения он имеет из веб-страниц с устройств вроде ноутбука и стационарного компьютера.

– Планируете ли вы проект с ХМАО проецировать на другие регионы?

– Да, у нас в работе находится еще один регион – Тюмень и Тюменская область.

– Отличается ли поведение детей и ро­ дителей в отношении интернета в раз­ ных регионах?

– Да. Местные особенности всегда присутствуют. Где-то родители пытаются запретить гаджеты детям. А это достаточно опасное поведение родителей, потому что ребенок тогда уходит на всякие гостевые устройства, устройства друзей, регистрируется в социальных сетях, и родитель про это ничего не знает. Он думает, что его ребенка в интернете нет, анасамомделеонтаместьинеосведомлен обо всех угрозах. И родители его ничему не обучают, что очень плохо.

В каких-то регионах дети больше играют в компьютерные игры, в каких-то больше общаются в сети. Категория номер один – это просмотр различных «видосиков», как мы их называем. Второе, третье, четвертое места всегда занимают социальные сети, общение, компьютерные игры. Кстати, в компьютерных играх сейчас есть все элементы социализации, поэтому их можно вполне воспринимать как социальные сети.

– Вы планируете в каждом регионе, где будет внедрен проект, проводить социальную работу, как в ХМАО?

– Проводим и мы, и локальные представители компании в каждом регионе. Кроме них, у нас есть, конечно же, и партнеры во всех регионах. Например, в Казани проводили уже несколько мероприятий по информационной безопасности с помощью партнеров. Это нормальная практика, когда на какие-то ключевые мероприятия приезжают руководители отделов или ведущие аналитики «Лаборатории Касперского», а на какие-то обучающие мероприятия локального масштаба мы привлекаем своих партнеров на местах.

Если мы говорим про органы государственной власти в регионах, то у них есть серьезный запрос именно на комплексные работы по этой теме. Отдать приложение заказчику и больше не появляться – так сейчас не работают, это слишком просто для наших дней. Заказчики хотят получить еще и некую подготовку для населения на своей территории.

– Как Вы считаете, в чем инновационность вашего проекта?

– В последние 5-7 лет особенно обострилась тема безопасности детей в интернете. Проводится много мероприятий, на которых все выражают обеспокоенность проблемой, обсуждают, как ее можно решить.

Кроме этого, нужно делать конкретные шаги. Да, приняли на законодательном уровне решение, что дети не должны получать негативный контент, а на местах разбирайтесь сами, как его выполнить, делайте, что хотите.

Поэтому инновационность нашего проекта в том, что руководство ХМАО вместе с «Лабораторией Касперского» пошли на достаточно серьезный риск – попробовали сделать конкретные шаги для решения этой проблемы. И насколько я знаю, именно в таком формате, когда в регион не только приезжает эксперт и рассказывает, с какими опасностями сталкиваются дети в интернете, но при этом еще и предлагается продукт, помогающий решить эту проблему – никто, кроме нас, на территории нашей страны пока не работает.

– Если кто­то из родителей захочет приобрести ваш продукт, но он не жи­ вет в том регионе, где уже внедрен про­ ект, что ему делать?

– Продукт доступен абсолютно для всех родителей как на территории страны, так и на территории почти всего мира. В Ханты-Мансийске родители школьников начальных классов получили код активации, позволяющий им пользоваться премиум-версией Kaspersky Safe Kids, которая платна для всех остальных пользователей, на безвозмездной основе. Это было решение правительства региона, которое таким образом закрывает определенный социальный риск.